Старший дошкольный возраст — период познания мира
человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому
этапу в его жизни — обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:
|
- Практически готов к расширению своего
микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену
деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
|
|
- Постепенно социализируется, то есть
адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от
своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки
зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
|
|
- Маленький ребенок делает выводы о явлениях и
вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например,
что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок
уже может учитывать другие точки зрения и понимает
относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок,
считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое
представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для
воды и поэтому тонет.
|
|
|
|
- Способен сосредотачиваться не только на
деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым
волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по
правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает
формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго
заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений,
переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
|
|
- Часто не только готов, но и хочет пойти в
школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он
так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе
определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной
зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться
на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность
формируется именно к семи годам.
|
|
- Очень ориентирован на внешнюю оценку.
Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой
собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
|
Вам, как его родителям, важно:
|
- Быть главными помощниками ребенка в том,
чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально
подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно
выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где
ему предстоит учиться.
|
|
- Не торопиться с походом в школу, если вы
замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над
познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте,
выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное
вовлечение вашего дошкольника в учебную
жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
|
|
- Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время
на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация
именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой,
долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка
интересный и увлекательный познавательный процесс.
|
|
- Понимать,
что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность
выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень
самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной
опеки. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал
самостоятельно то, с чем он может справиться сам.
|
|
- Осознавать,
что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе,
влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют
возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется
неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут
сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом,
неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте
заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие
или поступок.
|
|
- Спрашивать
мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней
оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому
оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в
противовес мотивации избегания.
|
|
- Еще
до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка
в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное
обучение отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией,
но не
является однозначным показателем его личностной
реализованности.
Подготовила Кузьмина Ю. В.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий